Аварийно-диспетчерская служба – одно из важнейших структурных подразделений в составе государственного унитарного предприятия «Севтеплоэнерго». Ее смело можно назвать «скорой помощью», поскольку в любое время суток работники службы находятся в постоянной готовности и в случае возникновения аварийных ситуаций на тепловых сетях или сбое в работе котельного оборудования оперативно выезжают на место и устраняют неисправности.
В круглосуточном режиме
Для обеспечения стабильной бесперебойной работы системы центрального теплоснабжения города в аварийно-диспетчерской службе (АДС) организовано круглосуточное дежурство, включая выходные и праздничные дни.
Ежедневно на смену заступают три ремонтные бригады, в состав которых входят слесари по обслуживанию котельных и центральных тепловых пунктов, слесари по обслуживанию тепловых сетей. На них возложены задачи по устранению внештатных ситуаций на оборудовании котельных, поиску и локализации утечек на тепловых сетях, а также выполнению ряда работ по ремонту котельного оборудования.
Также круглосуточную «вахту» в «аварийке» несут: электрики, слесари газовой службы и службы КИПиА, диспетчеры, дежурный оператор котельной, в обязанности которого входит ежедневный дистанционный контроль за работой диспетчеризированных котельных. Выезд на объекты обеспечивается автотранспортом. Работой аварийных бригад руководит дежурный мастер. В общей сложности ежесуточно в аварийно-диспетчерской службе на смену заступают 16 человек.
Несмотря на то, что в текущем отопительном сезоне ремонтные бригады аварийно-диспетчерской службы «Севтеплоэнерго» не выезжают на вызовы горожан, работы у специалистов АДС не уменьшилось (для решения вопросов, касающихся проблем с теплоснабжением внутри жилого дома, необходимо обращаться в управляющие компании и городскую аварийно-диспетчерскую службу).
Дополнительно в задачу аварийно-диспетчерской службы легла довольно сложная повседневная задача – заправка дизель-генераторных установок (ДГУ) и, частично, контроль их работы. Заправка ДГУ осуществляется ежедневно по графику каждые три часа. За процессом следит дежурный мастер, поскольку несвоевременная или неполная заправка может стать причиной остановки дизель-генератора, и как следствие, вызовет останов котельной.
По словам руководителя аварийно-диспетчерской службы Михаила Рудь, текущий отопительный сезон выдался одним из самых сложных, которые предприятие проходило. И это, прежде всего, связано с ситуацией в энергоснабжении города.
— Очень сложный период работы для нас был в начале отопительного сезона, когда за сутки от электроснабжения отключались от 50 до 100 наших объектов. Это происходило в некоторых случаях без уведомления со стороны диспетчерской службы «Севэнерго» — срабатывала система автоматики безопасности, в результате чего происходил аварийный останов котлов. И только благодаря грамотным действиям всего персонала предприятия мы не допустили в работе чрезвычайной ситуации, — говорит Михаил Рудь.
Безаварийная работа
Аварийные ситуации, которые происходят на тепловых сетях в отопительный сезон, носят локальный характер и устраняются в сжатые сроки. Такие случаи называются «инцидентом» или «технологическим отказом» в работе сети. Авария же носит масштабный характер.
— В законодательстве Российской Федерации четко прописано, что аварией признается экстремальное событие техногенного характера, в результате которого от теплоснабжения в отопительный сезон отключен целый микрорайона на сутки и более либо пострадали четверо или погибли два и более работника предприятия, либо объекту нанесен ущерб в размере 100 минимальных окладов, — поясняет Михаил Рудь. — Уже много лет мы работаем безаварийно. Но поскольку изношенность тепловых сетей довольно высокая — срок службы большей части тепловых сетей значительно превышает нормативные сроки эксплуатации, с каждым годом увеличивается количество порывов на тепловых сетях. В отопительный сезон в результате увеличения тепловых нагрузок изношенные сети не выдерживают и рвутся.
В случае отказа в работе тепловой сети на место предполагаемого порыва выезжают специалисты энергогайона предприятия, а также дежурная бригада АДС. Тепловые сети в отличие от сетей того же водоканала, находятся глубоко в земле, в закрытых каналах, сверху которых уложены бетонные плиты перекрытия, поэтому определить сразу место утечки удается не всегда. Тогда на помощь приходит дефектоскопист службы АДС. С помощью специального прибора он определяет более точный участок повреждения теплотрассы. Использование данного прибора позволяет экономить силы и средства, уменьшает количество разрытий в процессе ликвидации прорывов. После обнаружения места порыва теплотрассы специалисты предприятия приступают к ремонтно-восстановительным работам поврежденного участка трубопровода.
Ежедневно регистрируется 3-4 инцидента. Всего же с начала текущего отопительного сезона на тепловых сетях (по состоянию на 29 марта 2016 г.) произошло 293 инцидента. Для увеличения продолжительности срока службы тепловых сетей, снижения тепловых потерь предприятием ежегодно проводится работа по замене трубопроводов. Но процессы старения тепловых сетей значительно опережают процесс их восстановления, и требуются значительные финансовые вложения для выравнивания этих процессов. Улучшить состояние городских тепловых сетей в ближайшие годы планируется путем реализации мероприятий, включенных в федеральные и городские целевые программы.
Общероссийский стандарт «112»
Аварийно-диспетчерская служба ГУПС «Севтеплоэнерго» входит в состав Единой дежурно-диспетчерской службы города(ЕДДС), которая работает в системе «112». Это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Горожане могут обратиться в ЕДДС с любой просьбой о помощи, а диспетчер перенаправит принятую заявку по профилю. По вопросу теплоснабжения в текущем отопительном сезоне горожане обращаются реже, чем в прошлом году.
— Учитывая то, что в этом году был значительный период отрицательных температур, в АДДС поступило всего около 50 жалоб от севастопольцев на качество теплоснабжения в эти дни. Все поступающие заявки отрабатываются своевременно. Материалами и аварийным имуществом наша служба обеспечена. Постепенно обновляется парк аварийных машин. Первую машину марки Газель мы получили в 2014 году. В начале 2016 года предприятие приобрело еще один автомобиль для службы АДС. Машины укомплектованы всем необходимым оборудованием для устранения аварийных ситуаций. Также в ближайшее время в аварийно-диспетчерской службе должен появиться новый современный аппарат для поиска скрытых утечек. Благодаря опытному персоналу и имеющемуся современному оборудованию наша служба справляется с поставленными задачами. За работу могу поставить твердую четверку, потому что еще существует ряд проблем, которые необходимо решать,— сказал начальник Михаил Рудь.